В воспитании чудес не бывает, нужен труд ума и души матери, нужно самой матери быть образцом во всем. Только личность может воспитать личность. Никакие педагогические рецепты, естественно, не помогут, если мать перестанет быть личностью. Если же мать не берет в руки книгу, если домашняя работа в семье выполняется кое-как и в доме нет порядка, то, видимо, нельзя надеяться, что из дочери вырастет Женщина. И во всем этом многотрудном деле воспитания дочерей важно, чтобы не было суетливости, мелочности, чтобы мать нашла в сердце дочери ту струну, которая будет звенеть постоянно, чтобы уроки матери воспринимались как жизненно необходимый и яркий опыт.
Испокон веков мать вносила в воспитание душевную мягкость, нежность. Она была и есть носитель доброты, сострадания, внимания и заботы.
Отец же привносит в воспитание дух мужской твердости, требовательности, принципиальности, строгости, мужественности, четкой организованности. Отцовское внимание, отцовская забота, все умеющие мужские руки создают гармонию в воспитании. У отца, как правило, более ровное отношение к детям. Существуют вечные понятия: мать -хранительница очага, отец - защитник этого очага; иначе: муж - это дом, надежный и крепкий, а жена - все, что внутри дома, - уют, красота, мягкий психологический климат. Муж -голова, жена - сердце единого семейного организма. Обязанность отца - оберегать спокойствие матери и ребенка. И если дети иногда устают от чрезмерной материнской опеки, то отцовского внимания им подчас не хватает. К великому сожалению, мы повсеместно наблюдаем, что воспитательные функции в большей степени выполняет мать. Многие сегодняшние публикации весьма тревожны: отцы самоустранились от воспитания детей.
Работающая мать при всем ее желании и старании не может уделять достаточного внимания детям. Поэтому воспитание должно стать главной заботой и семейной обязанностью отца. А это в свою очередь будет способствовать повышению его статуса в современной семье. И тем не менее, по данным исследователей, в большинстве случаев "главнокомандующим" в семье оказалась мать. И многие женщины становятся во главе семьи просто по жизненной необходимости, волей-неволей, из-за того, что воспитывают детей вообще одни или из-за полной непричастности и мужа к семейным делам, не говоря уже о том, что некоторые отцы, подавая отрицательный пример детям, явно мешают воспитанию. И получается парадокс: мать, пытаясь "объять необъятное", быстро устает. У нее не хватает времени почитать, подумать, так как мелкие заботы отнимают все время, жизнь. А безответственность, вялость мужа заставляют ее быть властной; это ведет к появлению ненужной суровости, мужеподобности, а подчас и к черствости. И не случайно женщина - глава семьи - перестает быть источником теплоты, доброты, ласки. Нарушается гармония, и от этого плохо всем. Дети же, с ранних лет видя, что вся инициатива в руках женщины (в детском саду, в школе), усваивают этот опыт. Перед мальчиками постоянно присутствует женщина-мать. Самостоятельная, решительная, энергичная, которая ходит на родительские собрания, достает путевки в пионерский лагерь, вообще за все и вся в ответе. Мальчики в конечном счете превращаются в мужчин несамостоятельных, нуждающихся и в присмотре, и вечном иждивении. Девочки приучаются в школе быть ответственными за мальчиков, а в семье своей - в ответе за все. Из 240 опрошенных нами учениц IX-Х классов только 6% назвали отца самым близким в семье. Но и отец детям не менее необходим. Поэтому сложившаяся ситуация должна быть предметом особых разговоров с отцами. Надо напоминать, что безответственность мужчин в конечном счете приводит к снижению его статуса не только в первичной ячейке нашего общества, в чем он повинен прежде всего сам: некоторые мужья меньше всего претендуют на главенство в доме, ибо оно сопряжено с ответственностью. Пусть жена несет бремя забот о доме, о быте, о детях, а он оставляет за собой право пользоваться благами и больше отдыхать, обосновывая свое право тем, что занят на производстве, а семья - дело второстепенное, личное. К тому же жена справляется со всеми делами отлично. А отдельные любители погулять и выпить убедились, что теперь ни жена, ни дети голодные не будут. И матери не только кормят, ухаживают за детьми, но порой вынуждены содержать еще одного ребенка - мужа: подсчитано, что женщины в неполных семьях тратят на домашние дела до 8 часов в неделю, а это меньше, чем тратят времени матери в полных семьях.
Многие отцы, конечно, своей главной обязанностью считают материальное обеспечение семьи. И вся их энергия сосредоточивается только на этом. А если учесть, что нынешние дети не видят своих отцов на работе, а видят лишь дома в роли такого же, как они, иждивенца, то и авторитет отцов, прямо скажем, очень далек от идеала. Больше того, постоянные перегрузки бытовыми делами превращают прекрасную, жизнерадостную девушку в самую заурядную и уже совсем нежизнерадостную, рано постаревшую женщину, с которой и поговорить-то не о чем. Мельчают проблемы, иссякают темы для разговоров, а значит, приходит скука, от которой надо бежать. И бегут. Кто на рыбалку, кто на охоту, находя любые развлечения вне дома. И все это, к сожалению, на глазах у детей.
Самоустранение отцов от своих функций в семье сказывается и в том, что формирование мужского характера, закалку сыновей они отдали на откуп женам. Социолог И. С. Кон утверждает, что женщина все чаще становится фактически главой семьи. Усиление женского влияния в семье плюс преобладание женского персонала на любой педагогической работе создают реальную перспективу изменения мужского характера, его феминизацию.
Есть и такие семьи, в которых мать и отец как бы поменялись ролями: мать требует, отец покладист, все разрешает. Возникает неверная половая ориентация: мальчик становится женственным, пассивным, девочка властной. А это ведет к конфликтам со сверстниками, приводит к неврозам, одиночеству.
Порой встречаются семьи, в которых дети осведомлены о роли и месте отца не больше, чем во времена А. П. Чехова: "За этой комнатой есть другая, куда не пускают, и где мелькает папа - личность в высшей степени загадочная! Няня и мама понятны: они одевают Гришу и укладывают его спать, но для чего существует папа - неизвестно". Привыкшие со всеми своими проблемами обращаться к матери, а не к отцу, которому нельзя мешать, дети перестают обращаться к отцу, авторитет которого падает до авторитета квартиранта.
В сочинениях учащихся, в их высказываниях об отцах очень ярко отражаются все эти жизненные ситуации. Одни пишут с любовью и благодарностью: "Мой папа многое умеет. Дома он часто мастерит. Но главное - у него есть сила воли. Я очень хочу быть похожей на него... " И сколько боли, незащищенности в сочинениях других:
"У моего папы очень тяжелый характер. Все время недоволен. И нас с мамой ругает. Прямо не знаем, что с ним делать... "; "Если бы папа не пил, он был бы очень хороший и я любил бы его"; "Отец у меня есть, но он с нами не живет. Я иногда с ним встречаюсь, но у него всегда нет времени. Наверное, он не был прилежным отцом, поэтому мама с ним не живет. Но мне и с мамой не скучно. Она у меня самая лучшая мама"; "Я так хочу, чтобы у меня был тоже папа, как у Нади. И чтобы он был таким же сильным и смелым, как дядя Дима".
Да, дети очень хотят, чтобы у них были настоящие отцы.
Вот почему так велика ответственность отца в воспитании дочери, хотя иногда и считают, что его роль важна только в воспитании мальчика. И плохо, когда отец полностью устраняется от воспитания дочери, убежденно заявляя: "Вот если бы сын, другое дело, а воспитанием дочери, особенно когда она подросла, пусть занимается мать". Потом же, когда явные воспитательные промахи дают о себе знать, упрекает жену: "Твое воспитание! "
Бывают между отцом и дочерью и отношения суровые. Отец держит в страхе всю семью. Мать, стараясь как-то сгладить эту суровость, часто "вызывает огонь на себя". Дочь, видя всю "игру", перестает уважать и отца, и мать. Грубое отношение к матери на глазах у детей, унижение ее человеческого достоинства превращаются в ту самую разрушительную силу, которая ломает человеческие судьбы.
И конечно, самое страшное - водка в доме, где растут дети. Она губительна для всех. Это и ссоры, и разрушающийся семейный очаг. Дети бегут из такого дома. И хотя отца и мать не выбирают, было бы очень хорошо, если бы в детских сочинениях не было горьких слов:
"Я не хочу иметь такую мать и такого отца!" |